Культура народов России и ее связь с мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в.

Факторы, оказавшие влияние на развитие русской культуры в первой половине XIX в.:
 — рост национального самосознания русского народа под влиянием событий Отечественной войны 1812 г.;
 — усиление интереса к общественным наукам и отечественной истории;
 — развитие общественной мысли;
 — вовлечение в сферу культуры представителей различных социальных слоёв;
 — цензурная политика правительства, особенно в Николаевскую эпоху, не допускавшая распространения в печати оппозиционных и передовых идей.

Система образования.

В ходе реформы системы образования 1802–1804 гг. создана централизованная система государственной общеобразовательной школы, основанная на принципах всесословности, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ разных ступеней образования. Университетский устав 1804 г. давал вузам широкую автономию в вопросах внутренней жизни, отменённую при Николае I согласно университетскому уставу 1835 г. Открыты новые университеты в Дерпте (1802), Казани (1804), Харькове (1804) и Варшаве (1816, закрыт после польского восстания 1830 г.).

Журналистика.

Увеличивается число периодических изданий, начинают выходить первая провинциальная газета «Казанские ведомости» (1811–1821 гг.). и с 1838 г. «Губернские ведомости» во всех губерниях империи.
 Появляются новые журналы:
 — «Вестник Европы», основан в 1802 г. Н. М. Карамзиным;
 — «Москвитянин», выходил под редакцией М. П. Погодина в 1841–1856 гг.;
 — «Московский телеграф» Н. А. Полевого (1825–1834 гг.);
 — «Современник», основан А. С. Пушкиным в 1836 г., возобновлён Н. А. Некрасовым в 1847 г.;
 — «Отечественные записки» (1818–1884 гг.), сначала издавались А. А. Краевским, затем Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. З. Елисеевым.

Литература. Основные стили и направления.

Классицизм предполагал единство места, времени и действия, жёсткое деление персонажей на положительных и отрицательных. Представители классицизма в литературе — Г. Р. Державин, ранний Н. М. Карамзин и др. В 20-е гг. XIX в. данное направление переживает кризис.
Сентиментализм основывался на эмоциональной насыщенности литературных произведений, чрезмерной чувственности, обращении к душе человека, его отношениях с природой и другими людьми. Представители сентиментализма — поздний Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин и др.
 Для романтизма характерно выступление против нивелирования личности, жажда совершенства, гражданской независимости. В балладах и думах В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, ранних произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова воспевались народные герои, борцы за свободу.
 Для реализма характерно правдивое, объективное отражение действительности. Представители реализма — А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.
 В архитектуре господствующим стилем в первой половине XIX в. был классицизм, ориентировавшийся на образцы античной архитектуры. Выдающимися российскими архитекторами были К. И. Росси (Елагинский дворец, ансамбль Михайловского дворца, здания Главного штаба, Александринского театра, Синода, Сената), А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства), Тома де Томон (здание Биржи), А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Ф. Монферан (Исаакиевский собор и Александрийский столп на дворцовой площади в Петербурге).
Изобразительное искусство. Представители классицизма создавали произведения прежде всего в историко-мифологическом жанре:
 — «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова;
 —«Явление Христа народу» А. А. Иванова;
 — памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса;
 — памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором Б. И. Орловского.
 В стиле романтизма были созданы, в частности, прижизненные портреты А. С. Пушкина, художников О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, скульптурная группа «Укротители коней» П. К. Клодта на Аничковом мосту.
 В изобразительном искусстве появляется и набирает силу реализм: «Утро помещицы» А. Г. Венецианова, «Свежий кавалер», «Сватовство майора» и другие картины П. А. Федотова, памятник И. А. Крылову П. К. Клодта.
 В первой половине XIX в. складывается русский национальный профессиональный театр и национальное классическое музыкальное искусство. Выдающимися актёрами того времени были А. Е. Мартынов, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов. Основоположником русской оперы стал М. И. Глинка (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий