В 1613 г. Земским собором был избран на московский престол представитель новой династии Михаил Фёдорович Романов. Главными задачами нового царя во внутренней политике было наведение порядка в стране, а во внешней — возвращение территорий, потерянных в результате польской и шведской интервенции.
Отмена местничества царём Фёдором Алексеевичем в январе 1682 г. уравнивала в правах на несение государственной службы все категории феодалов и дала возможность царю самостоятельно решать вопросы о назначении на государственные должности, вне зависимости от знатности (родовитости) претендентов. Кроме того, рост числа (их стало около 80) и расширение функций приказов в XVII в. подрывало политическую роль боярства и приводило к усилению значения чиновников (бюрократии) в системе государственного управления.
Важным событием в процессе укрепления самодержавной власти стал конфликт царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном. При Михаиле Фёдоровиче с 1619 по 1633 гг. московским патриархом был его отец Филарет, который имел большое влияние на государственные дела. Никон, духовник юного царя Алексея Михайловича, пользовался большим уважением у него. Благодаря поддержке Алексея Михайловича Никон в 1652 г. становится московским патриархом. Царь поддержал начатую патриархом реформу церкви. Уезжая из Москвы, Алексей Михайлович поручал Никону ведение государственных дел. Никон возгордился и стал претендовать на политическое первенство в государстве, отстаивая тезис «свящество выше царства», заявляя: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, такожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от иерарха». В 1656 г. начинаются открытые столкновения между царём и патриархом. Алексей Михайлович добился лишения Никона патриаршества на церковном соборе русской православной церкви в 1660 г. Решение собора РПЦ было подтверждено в 1666 г. на Вселенском соборе, также проходившем в Москве. Таким образом, спор между «священством» и «царством» был решён в России в пользу светской власти.
В 1630-е гг. Михаилом Фёдоровичем проводится военная реформа, в ходе которой создаются 12 регулярных полков из «охочих вольных людей», получивших название полки «нового» или «иноземного строя». При Алексее Михайловиче во время Русско-польской войны 1654–1667 гг. возобновляется формирование полков иноземного строя из «даточных» людей. Но содержание регулярных полков требовало значительных финансовых затрат, и в 80-е гг. XVII в. большинство из них было расформировано.
Значительные изменения происходят в экономике страны. Активно развивается мелкотоварное производство. Создаются мануфактуры. В конце XVII в. их было уже около 30. При первых Романовых продолжается практика приглашения на русскую службу иностранных мастеров, для которых в 1652 г. в Москве была создана специальная иноземная (Немецкая) слобода. Развивается ярмарочная торговля. Крупнейшими ярмарками в XVII веке были Макарьевская и Ирбитская. Вопросы торговли регулируются в законодательных актах — в 1653 г. был принят Торговый, а 1667-м — Новоторговый уставы. В XVII в. происходит накопление капитала в сфере торговли и ростовщичества. Начинает складываться всероссийский рынок.
Формирование абсолютизма в России, в отличие от стран Западной Европы, сопровождалось укреплением и дальнейшим развитием феодально-крепостнических отношений. В XVII в. происходит:
— распространение крепостнических отношений на посадское население и другие категории несвободного населения;
— увеличение размера урочных лет, а в 1649 г. по Соборному уложению их отмена. Сыск беглых крепостных и холопов стал вечным;
— землевладельцы получили право обменивать вотчины на поместья;
— в 1675 г. землевладельцы получают право покупать и продавать крестьян без земли.
Усиление крепостничества стало причиной роста народных выступлений. XVII в. в русской истории получил название «бунташ- ного». Он начался с глубокого социально-политического кризиса — Смуты, во времена которой народные волнения продолжались до начала 20-х годов. В 1648 г. в Москве произошёл Соляной бунт, вызванный повышением цены на соль, торговля которой в России была государственной монополией. В 1650 г. — ряд «городских» восстаний в других городах: Новгороде и Пскове. В 1662 г. — Медный бунт в Москве. В 1670–1671 гг. на юге России происходит крупное восстание казаков и крестьян под руководством Степана Разина. Восстание охватило огромную территорию: Поволжье, лесное Заволжье, многие южные, юго-восточные и центральные уезды России, Слободскую Украину, Дон. В восстании участвовало до 200 тыс. человек. Масштабы восстания дают основания считать его крестьянской войной. Восставшими были взяты Царицын, Астрахань, осаждён Симбирск. Несмотря на арест Разина 14 апреля 1671 г., восстание продолжалось до конца 1671 г. Только 27 ноября царскими войсками была взята Астрахань.
В 1650-е гг. реакцией населения на авторитарные методы проведения патриархом Никоном церковной реформы стало появление движения старообрядцев (староверов), которых официальные власти называли раскольниками. Идейным лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум, в конце 1640-х гг. входивший вместе с будущим патриархом Никоном в состав кружка «ревнителей благочестия», разрабатывавшего вопросы проведения церковной реформы. Но реальные шаги Никона, ставшего в 1652 г. патриархом, шли вразрез с планами членов кружка. Кроме того, Никон не терпел никаких возражений по поводу проводимых им преобразований. Это поставило Аввакума в оппозицию Никону и привело к расколу в русской православной церкви. Сторонники старообрядства были не только среди простого люда. Большую известность получило «дело боярыни Морозовой», поддерживавшей Аввакума. Конфликт с официальной церковью знатной и приближённой ко двору боярыни привлекал к себе внимание широких кругов общества, что обеспокоило высшее духовенство и царя. В 1671 г. Феодосия Морозова и её сестра княгиня Е. Урусова были арестованы. Их имущество конфисковано. А сами сёстры в 1673 г. перевезены в Боровский монастырь и посажены в земляную тюрьму.
Старообрядцы избирали как правило ненасильственные формы сопротивления — уход в отдалённые, необжитые районы, где их не могло достать правительство, гари (самосожжения) и запощевание (голодная смерть). Крупным выступлением старообрядцев стало «Соловецкое сидение» 1668–1676 гг., когда монахи Соловецкого монастыря изгнали никонианцев (сторонников реформ Никона) и отказывались пускать к себе представителей московского патриархата. С 1674 по январь 1676 г. продолжалась осада монастыря царскими войсками. После взятия крепости из 500 участников восстания в живых осталось только 60. Почти все они позже были казнены.
Россия попыталась вернуть себе потерянные северо-западные земли в ходе Русско-шведской войны 1656–1658 гг., но своей цели не достигла. Подписанный в 1661 г. Кардисский мир восстанавливал границы по Столбовскому договору. Однако Швеция отказывалась помогать Польше.
На западном направлении продолжается борьба России за Смоленск. Попытка вернуть его в ходе Смоленской войны 1632–1634 гг. не увенчалась успехом, но по договору, заключённому в д. Семлёво в 1634 г., Владислав отказывался от претензий на московский престол. В 1648 г. начинается крупное антипольское восстание на Украине, которое возглавил Б. Хмельницкий. Восставшие обратились за помощью к московскому царю. Русское правительство согласилось оказать помощь при условии вхождения Украины в состав Рос- сии. Решение об этом было принято в Москве земским собором в октябре 1653 г., на Украине — Переяславской радой в январе 1654 г. Это привело к началу Русско-польской войны 1654–1667 гг., по итогам которой было подписано Андрусовское перемирие: Россия возвращала себе Смоленск и Северскую землю, за ней закреплялась Левобережная Украина.
На южном направлении сохраняется угроза со стороны Крымского ханства. Для защиты южных границ в 30–40-е гг. XVII в. строится Белгородская, а в 80-е гг. Изюмская засечная черта.
В 1637 г. донскими казаками была взята турецкая крепость Азов, которую казаки удерживали до 1642 г.
Проосманская политика гетмана Правобережной Украины П. Дорошенко вызвала недовольство значительной части украинского ка- зачества, которое в 1674 г. избрало гетмана Левобережной Украины Ивана Самойловича единым гетманом Украины. С захвата в 1676 г. гетманом Дорошенко г. Чигирина начинается первая в истории Русско-турецкая война 1676–1681 гг., завершившаяся подписанием Бахчисарайского договора о перемирии на 20 лет. Турция и Крымское ханство признали переход к России Левобережной Украины и Киева. Граница между Россией и Турцией устанавливалась по Днепру.
На восточном направлении продолжается освоение Сибири и Дальнего Востока. В 1632 г. сотник Пётр Бекетов основал Ленский острог на р. Лене. В 1643 г. Курбат Иванов вышел к Байкалу, а Михаил Стадухин достиг р. Колыма. В 1648 г. Федот Алексеев и Семён Дежнёв открыли пролив между Азией и Америкой. В 1643–1646 гг. Василий Поярков и в 1649–1653 гг. Ерофей Хабаров совершают экспедиции в Приамурье. В 1651 г. М. Стадухин вышел к Охотскому морю.
Начинается установление дипломатических отношений с Китаем. Первые посольства Ф. Байкова в 1654–1657 гг. и Спафария в 1675–1678 гг. успеха не имели. Первый Нерчинский договор между Россией и Китаем, установивший границу между государствами, порядок торговли и разрешения споров, был подписан в ходе посольства Ф. Головина в 1689 г. Россия отказалась от претензий на значительные территории южнее Амура.
Происходит усиление личностного начала и светских элементов в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. — «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. известно 153 переводных сочинения, из которых три четверти — светского содержания.
Усиливается социальная значимость произведений литературы и искусства. Появляется большое количество сатирических произвдений — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
В XVII в. создаются последние русские летописи — в 1630 г. «Новый летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля — нарышкинское (московское) барокко.
В живописи наибольшую известность получили Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время называли парсунами.
Внутренняя политика.
Постепенно происходит укрепление центральной царской власти. В XVII в. при первых Романовых царская власть в России эволюционизирует от сословно-представительной монархии к абсолютной. Если в первые годы правления Михаилу Фёдоровичу было необходимо опереться на широкие слои населения (Земский собор, созванный в 1613 г. и избравший его на царство, работал практически непрерывно до декабря 1620 г., то есть почти 10 лет), то в последующем значение Земских соборов падает. Например, в 1642 г. Михаил Фёдорович созывает Земский собор для решения вопроса об объявлении Азова, занятого донскими казаками, русской крепостью и вопреки решению собора приказывает казакам оставить Азов. В 1653 г. при его сыне Алексее Михайловиче созывается последний в истории России Земский собор. Практика созыва комиссий из представителей разных сословий ещё сохраняется некоторое время (для решения вопроса об отмене местничества в декабре 1681 г. было созвано совещание дворянских выборных), но в целом власть царя становится всё более самодержавной. Статус царя как самодержавного и наследного монарха был законодательно закреплён в Соборном уложении царя Алексея Михайловича в 1649 г.Отмена местничества царём Фёдором Алексеевичем в январе 1682 г. уравнивала в правах на несение государственной службы все категории феодалов и дала возможность царю самостоятельно решать вопросы о назначении на государственные должности, вне зависимости от знатности (родовитости) претендентов. Кроме того, рост числа (их стало около 80) и расширение функций приказов в XVII в. подрывало политическую роль боярства и приводило к усилению значения чиновников (бюрократии) в системе государственного управления.
Важным событием в процессе укрепления самодержавной власти стал конфликт царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном. При Михаиле Фёдоровиче с 1619 по 1633 гг. московским патриархом был его отец Филарет, который имел большое влияние на государственные дела. Никон, духовник юного царя Алексея Михайловича, пользовался большим уважением у него. Благодаря поддержке Алексея Михайловича Никон в 1652 г. становится московским патриархом. Царь поддержал начатую патриархом реформу церкви. Уезжая из Москвы, Алексей Михайлович поручал Никону ведение государственных дел. Никон возгордился и стал претендовать на политическое первенство в государстве, отстаивая тезис «свящество выше царства», заявляя: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, такожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от иерарха». В 1656 г. начинаются открытые столкновения между царём и патриархом. Алексей Михайлович добился лишения Никона патриаршества на церковном соборе русской православной церкви в 1660 г. Решение собора РПЦ было подтверждено в 1666 г. на Вселенском соборе, также проходившем в Москве. Таким образом, спор между «священством» и «царством» был решён в России в пользу светской власти.
В 1630-е гг. Михаилом Фёдоровичем проводится военная реформа, в ходе которой создаются 12 регулярных полков из «охочих вольных людей», получивших название полки «нового» или «иноземного строя». При Алексее Михайловиче во время Русско-польской войны 1654–1667 гг. возобновляется формирование полков иноземного строя из «даточных» людей. Но содержание регулярных полков требовало значительных финансовых затрат, и в 80-е гг. XVII в. большинство из них было расформировано.
Значительные изменения происходят в экономике страны. Активно развивается мелкотоварное производство. Создаются мануфактуры. В конце XVII в. их было уже около 30. При первых Романовых продолжается практика приглашения на русскую службу иностранных мастеров, для которых в 1652 г. в Москве была создана специальная иноземная (Немецкая) слобода. Развивается ярмарочная торговля. Крупнейшими ярмарками в XVII веке были Макарьевская и Ирбитская. Вопросы торговли регулируются в законодательных актах — в 1653 г. был принят Торговый, а 1667-м — Новоторговый уставы. В XVII в. происходит накопление капитала в сфере торговли и ростовщичества. Начинает складываться всероссийский рынок.
Формирование абсолютизма в России, в отличие от стран Западной Европы, сопровождалось укреплением и дальнейшим развитием феодально-крепостнических отношений. В XVII в. происходит:
— распространение крепостнических отношений на посадское население и другие категории несвободного населения;
— увеличение размера урочных лет, а в 1649 г. по Соборному уложению их отмена. Сыск беглых крепостных и холопов стал вечным;
— землевладельцы получили право обменивать вотчины на поместья;
— в 1675 г. землевладельцы получают право покупать и продавать крестьян без земли.
Усиление крепостничества стало причиной роста народных выступлений. XVII в. в русской истории получил название «бунташ- ного». Он начался с глубокого социально-политического кризиса — Смуты, во времена которой народные волнения продолжались до начала 20-х годов. В 1648 г. в Москве произошёл Соляной бунт, вызванный повышением цены на соль, торговля которой в России была государственной монополией. В 1650 г. — ряд «городских» восстаний в других городах: Новгороде и Пскове. В 1662 г. — Медный бунт в Москве. В 1670–1671 гг. на юге России происходит крупное восстание казаков и крестьян под руководством Степана Разина. Восстание охватило огромную территорию: Поволжье, лесное Заволжье, многие южные, юго-восточные и центральные уезды России, Слободскую Украину, Дон. В восстании участвовало до 200 тыс. человек. Масштабы восстания дают основания считать его крестьянской войной. Восставшими были взяты Царицын, Астрахань, осаждён Симбирск. Несмотря на арест Разина 14 апреля 1671 г., восстание продолжалось до конца 1671 г. Только 27 ноября царскими войсками была взята Астрахань.
В 1650-е гг. реакцией населения на авторитарные методы проведения патриархом Никоном церковной реформы стало появление движения старообрядцев (староверов), которых официальные власти называли раскольниками. Идейным лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум, в конце 1640-х гг. входивший вместе с будущим патриархом Никоном в состав кружка «ревнителей благочестия», разрабатывавшего вопросы проведения церковной реформы. Но реальные шаги Никона, ставшего в 1652 г. патриархом, шли вразрез с планами членов кружка. Кроме того, Никон не терпел никаких возражений по поводу проводимых им преобразований. Это поставило Аввакума в оппозицию Никону и привело к расколу в русской православной церкви. Сторонники старообрядства были не только среди простого люда. Большую известность получило «дело боярыни Морозовой», поддерживавшей Аввакума. Конфликт с официальной церковью знатной и приближённой ко двору боярыни привлекал к себе внимание широких кругов общества, что обеспокоило высшее духовенство и царя. В 1671 г. Феодосия Морозова и её сестра княгиня Е. Урусова были арестованы. Их имущество конфисковано. А сами сёстры в 1673 г. перевезены в Боровский монастырь и посажены в земляную тюрьму.
Старообрядцы избирали как правило ненасильственные формы сопротивления — уход в отдалённые, необжитые районы, где их не могло достать правительство, гари (самосожжения) и запощевание (голодная смерть). Крупным выступлением старообрядцев стало «Соловецкое сидение» 1668–1676 гг., когда монахи Соловецкого монастыря изгнали никонианцев (сторонников реформ Никона) и отказывались пускать к себе представителей московского патриархата. С 1674 по январь 1676 г. продолжалась осада монастыря царскими войсками. После взятия крепости из 500 участников восстания в живых осталось только 60. Почти все они позже были казнены.
Внешняя политика.
В первые годы правления Михаила Фёдоровича главной задачей во внешней политике было прекращение польской и шведской интервенции. В 1617 г. удалось заключить столбовский мир со Швецией, а в 1618 г. после неудачного похода королевича Владислава на Москву и безуспешных попыток русской армии отвоевать Смоленск было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой. По этим договорам Россия потеряла часть своих северо-восточных и западных земель.Россия попыталась вернуть себе потерянные северо-западные земли в ходе Русско-шведской войны 1656–1658 гг., но своей цели не достигла. Подписанный в 1661 г. Кардисский мир восстанавливал границы по Столбовскому договору. Однако Швеция отказывалась помогать Польше.
На западном направлении продолжается борьба России за Смоленск. Попытка вернуть его в ходе Смоленской войны 1632–1634 гг. не увенчалась успехом, но по договору, заключённому в д. Семлёво в 1634 г., Владислав отказывался от претензий на московский престол. В 1648 г. начинается крупное антипольское восстание на Украине, которое возглавил Б. Хмельницкий. Восставшие обратились за помощью к московскому царю. Русское правительство согласилось оказать помощь при условии вхождения Украины в состав Рос- сии. Решение об этом было принято в Москве земским собором в октябре 1653 г., на Украине — Переяславской радой в январе 1654 г. Это привело к началу Русско-польской войны 1654–1667 гг., по итогам которой было подписано Андрусовское перемирие: Россия возвращала себе Смоленск и Северскую землю, за ней закреплялась Левобережная Украина.
На южном направлении сохраняется угроза со стороны Крымского ханства. Для защиты южных границ в 30–40-е гг. XVII в. строится Белгородская, а в 80-е гг. Изюмская засечная черта.
В 1637 г. донскими казаками была взята турецкая крепость Азов, которую казаки удерживали до 1642 г.
Проосманская политика гетмана Правобережной Украины П. Дорошенко вызвала недовольство значительной части украинского ка- зачества, которое в 1674 г. избрало гетмана Левобережной Украины Ивана Самойловича единым гетманом Украины. С захвата в 1676 г. гетманом Дорошенко г. Чигирина начинается первая в истории Русско-турецкая война 1676–1681 гг., завершившаяся подписанием Бахчисарайского договора о перемирии на 20 лет. Турция и Крымское ханство признали переход к России Левобережной Украины и Киева. Граница между Россией и Турцией устанавливалась по Днепру.
На восточном направлении продолжается освоение Сибири и Дальнего Востока. В 1632 г. сотник Пётр Бекетов основал Ленский острог на р. Лене. В 1643 г. Курбат Иванов вышел к Байкалу, а Михаил Стадухин достиг р. Колыма. В 1648 г. Федот Алексеев и Семён Дежнёв открыли пролив между Азией и Америкой. В 1643–1646 гг. Василий Поярков и в 1649–1653 гг. Ерофей Хабаров совершают экспедиции в Приамурье. В 1651 г. М. Стадухин вышел к Охотскому морю.
Начинается установление дипломатических отношений с Китаем. Первые посольства Ф. Байкова в 1654–1657 гг. и Спафария в 1675–1678 гг. успеха не имели. Первый Нерчинский договор между Россией и Китаем, установивший границу между государствами, порядок торговли и разрешения споров, был подписан в ходе посольства Ф. Головина в 1689 г. Россия отказалась от претензий на значительные территории южнее Амура.
Культура.
В русской культуре XVII в. начинается процесс «обмирщения», то есть освобождения от церковно-религиозной регламентации.Происходит усиление личностного начала и светских элементов в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. — «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. известно 153 переводных сочинения, из которых три четверти — светского содержания.
Усиливается социальная значимость произведений литературы и искусства. Появляется большое количество сатирических произвдений — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
В XVII в. создаются последние русские летописи — в 1630 г. «Новый летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля — нарышкинское (московское) барокко.
В живописи наибольшую известность получили Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время называли парсунами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий