Москва как центр объединения русских земель. Освобождения от ордынского владычества



Централизация – закономерный и прогрессивный этап в экономическом и социально-политическом развитии общества, находящегося на стадии развитого и позднего феодализма. Централизованное государство предполагает наличие единой верховной власти, устанавливающей единый административный аппарат, подконтрольный
центру, единые законы, общие вооружённые силы и т. д.
Предпосылки процесса централизации русских земель:
 а) экономические: повышение производительности труда; усиление товарного характера ремесла; увеличение количества городов; развитие экономических связей;
 б) политические: необходимость свержения монголо-татарского ига; целесообразность защиты русских земель от внешних врагов; стремление православной церкви к централизованной власти с целью своего усиления;
 в) социальные: потребность класса феодалов в сильной государственной власти; потребность крестьян в централизованной власти для защиты от множества феодалов; активизация социальной борьбы;
 г) духовные: общность христианской религии белорусского, русского и украинского народов; общность культуры, обычаев, традиций.
 Особенности процесса централизации русских земель.
 В Западной Европе переход к феодальной раздробленности обычно не взрывал внешнюю объединяющую оболочку в лице королевской власти. И какими бы могущественными ни были герцоги и бароны, они (пусть даже и формально) признавали верховенство королевской власти и свою зависимость от неё. Отношения здесь выстраивались именно в рамках вассальных отношений.
 В отличие от Западной Европы распад Древнерусского государства привёл к образованию вполне самостоятельных государств-княжеств, не объединяемых даже формально понятием центральной великокняжеской власти и признанием даже формальной вассальной зависимости от неё князьями на местах, что порождало дополнительные осложнения, вносило свои коррективы в развитие ситуации. Если в Западной Европе задача заключалась преимущественно в восстановлении и дальнейшем укреплении центральной королевской власти, то в русских землях ещё требовалось для начала определить, какое из княжеств станет объединительным центром, какой князь (Тверской, Московский, Нижегородский и т. п.) станет главнейшим. В ходе централизации необходимо было преодолеть высокую степень самостоятельности удельных князей по отношению к князьям великим.
 Кроме того, в отличие от Западной Европы в процессе создания русского централизованного государства одновременно решалась задача обретения им политической независимости от Золотой Орды.

Возвышение Москвы
 На роль общерусского центра в XIV–XV вв. реально претендовали три княжества – Тверское, Великое княжество Литовское и Московское.
 Возвышение Московского княжества происходит в XIV в. Первым в борьбу с тверскими князьями за ярлык на великое Владимирское княжение начал Юрий Данилович (1303–1325 гг.), которому в 1317 г. после женитьбы на сестре золотоордынского хана Узбека удалось его получить.
 Московское княжество значительно усиливается при Иване I Даниловиче Калите (1325–1340 гг.), которому удалось значительно расширить территорию Московского княжества (были присоединены Галич, Углич, Белоозеро и часть Ростовского княжества), добиться переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, вернуть потерянный после смерти Юрия Даниловича ярлык на великое Владимирское княжение и получить право сбора дани с русских земель и доставки её в Орду.

Причины возвышения Москвы:
 – выгодное географическое положение приблизительно в центре русских земель, удалённость от границ с Золотой Ордой;
 – превращение Москвы в религиозный центр русских земель;
 – Москва была расположена на перекрёстке торговых путей, что способствовало развитию торговли и экономики княжества в целом;
 – ошибки правителей Золотой Орды, проглядевших опасное для них усиление Московского княжества;
 – личные способности московских князей, умевших использовать ситуацию с выгодой для своего княжества.
 В годы правления Дмитрия Донского (1359–1385 гг., великий князь с 1362 г.) московская политика принимает ярко выраженную антиордынскую направленность. Русские войска под руководством Дмитрия Ивановича одержали крупные победы над ордынскими войсками в 1378 г. на реке Воже и в 1380 г. в Куликовской битве. Куликовская битва (Мамаево побоище) способствовала становлению национального самосознания русских людей и стала ключевым моментом в антиордынской борьбе. Освободиться от ордынской зависимости тогда не удалось. В 1382 г. Москва была сожжена ханом Тохтамышем. Но Дмитрий Донской стал первым московским князем, передавшим власть своему сыну без ханского ярлыка.
 Важным событием в политической истории Московского княжества стала феодальная (династическая) война второй трети XV в.
Внимание! В исторической литературе нет единого мнения о датировке феодальной войны в московском княжестве. Существует два варианта датировки: 1425–1453 гг., т.е. от восшествия на престол Василия II Тёмного до смерти Дмитрия Шемяки, и 1432–1453 гг., кода начало феодальной войны ведут с открытого выступления Юрия Дмитриевича Галицкого и Звенигородского против своего племянника Василия II.
 Главным в феодальной войне стало столкновение традиционной в то время лествичной системы наследования власти, основанной на принципах родового старшинства, с новым семейным порядком прямой передачи власти от отца к сыну, лишавшим прав на престол братьев московского князя. Именно передача княжеской власти Василием I сыну Василию II в обход своего брата Юрия Дмитриевича привела к феодальной войне. После смерти в 1434 г. Юрия Дмитриевича в борьбу за московский великокняжеский престол вступили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Победа в феодальной войне Василия II Тёмного утвердила в Московском княжестве семейный порядок передачи власти, окончательно закреплённый в завещании Ивана III Васильевича, передавшего престол сыну Василию III и лишившему прав на престол всех остальных своих сыновей и их наследников.

Завершение процесса объединения русских земель произошло в правление Ивана III Васильевича (1462–1505 гг.) и Василия III Ивановича (1505–1533 гг.).
«Собирание русских земель» московские князья проводили разными способами:
 – завоевание княжеств;
 – покупка земель у обедневших князей;
 – включение в состав Московского княжества выморочных (оставшихся без прямых наследников) уделов.
 Крупным событием в годы правления Ивана III стала борьба с Великим Новгородом. Неформальным лидером боярской оппозиции к Москве была вдова новгородского посадника Исаака Борецкого Марфа, которую поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). В 1471 г. между Новгородом и польским королём и великим князем литовским Казимиром IV был заключён договор о союзе и о признании Новгородом вассальной зависимости от Польши и Литвы. В ответ на это Иван III совершает поход на Новгород и разбивает 14 июля 1471 г. новгородское войско на р. Шелони. Новгород вынужден был выплатить крупную контрибуцию, отказаться от самостоятельной внешней политики и признать себя «отчиной» великого московского князя. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнён. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено.
 Несмотря на поражение новгородцев, Марфа Борецкая продолжила переговоры с Казимиром IV, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III. В конце 1477 – начале 1478 г. Иван III совершает новый поход на Новгород, в результате которого в январе 1478 г. было ликвидировано новгородское самоуправление, у вечевого колокола вырван «язык», и он был отправлен в Москву. Новгородские земли присоединены к Москве.
 Марфа Борецкая была арестована, отправлена в Москву, затем в один из монастырей в Нижнем Новгороде. По другой версии, Марфа была убита по дороге в Москву.
 В правление Ивана III и Василия III в состав Московского княжества вошли:

Правление Ивана III1463 г.Ярославль
1472 г.Пермь
1474 г.Ростов Великий
1478 г.Новгород
1485 г.Тверь
Правление Василия III1510 г.Псков
1514 г.Смоленск
1521 г.Рязань

 В 1485 г. Иван III принял титул Государя всея Руси.
 Происходит реорганизация вооружённых сил. Ликвидирована вольность боярской службы. Бояре и слуги вольные потеряли право отъезда от великого князя. Они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Боярский вассалитет в отношении последнего перешёл в подданство. Из бывших вольных слуг московского князя и удельных князей сформировались ряды служилого дворянства. Сложившаяся к этому времени на Руси новая формула феодальной собственности на землю – поместная система – составила материальную основу дворянской армии.
 В 1497 г. Иваном III принят Судебник, заменивший действовавшую до того времени «Русскую Правду» и устанавливавший систему судопроизводства не только в Московском, но и во всех княжествах, подчинённых Москве. Кроме того, в Судебнике была закреплена норма Юрьева дня, регламентировавшая порядок перехода крепостных крестьян и положившая начало юридического оформления крепостного права в России.
Этапы закрепощения крестьян в России

Иван III1497Судебник Ивана III, введение Юрьева дня
Иван IV Грозный1550Судебник Ивана IV, увеличение размера пожилого
1581Первый заповедный год, когда был запрещён переход крестьян в Юрьев день
Фёдор Иванович1597Введены урочные лета – установлен 5-летний срок сыска беглых крепостных и холопов
Алексей Михайлович1649Соборное уложение – отмена урочных лет, сыск беглых стал вечным

Особенности складывания централизованного государства на Руси:
 – государство формируется на феодальной основе, феодальное общество и феодальные отношения с присущими им сословной структурой и крепостным правом продолжали развиваться и укрепляться. В Западной Европе образование централизованных государств проходило в условиях позднего феодализма и формирования капиталистических отношений и буржуазного общества;
 – слабость экономических предпосылок объединения земель;
 – подчинённое положение городов, их незначительная, по сравнению с Западной Европой, роль в экономической и политической жизни общества. Создание новых городов было вызвано прежде всего военными причинами. Городская культура не оказывала влияния на формирование государственности;
 – преобладающая роль политических предпосылок (борьба с Ордой и Литвой). Как следствие – особая роль политической надстройки, великого князя как главы государства;
 – незавершённость самого процесса централизации: Московское централизованное государство сложилось в северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси. Южные и юго-западные земли вошли в состав Польши, Литвы, Венгрии.
 В годы правления Ивана III Московское государство освобождается от власти Золотой Орды. Этому способствовало начало усобиц в Орде и её распад на отдельные ханства. В 1472 г. ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы он встретил многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин и отступило. В середине 1470-х гг. (по одним данным в 1472 г., по другим в 1476 г.) Иван III прекращает выплату дани Орде. Хан Ахмат в 1480 г., заключив союз с польско-литовским королём Казимиром IV, совершает новый поход на Москву. Войска встретились на реке Угре. 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита. Начались переговоры.
 28 октября Иван III решил отводить войска в направлении Кременца и Боровска в поисках более выгодной позиции для битвы. Хан Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября – начале ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября 1480 г. Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.
 Русские земли окончательно освободились от власти Золотой Орды.
 Иван III добивается международного признания суверенитета русского государства. Папа Римский, Ливонский орден, Германия, Крымское ханство и др. государства признают за Иваном III титул государя всея Руси и устанавливают дипломатическое отношения с Москвой.
 Идея укрепления великокняжеской власти получила обоснование в теории «Москва – третий Рим». В 1490-е гг. митрополит Зосима сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновывал мысль о том, что Москва превратилась в новый Константинополь. В окончательном виде теория была сформулирована в посланиях монаха одного из псковских монастырей Филофея Московскому князю Василию III. По мнению Филофея, Рим «ветхий» и «второй Рим» – Константинополь изменили христианству. Только Москва осталась верна православию и превратилась, таким образом, в «третий Рим» – новый центр истинного христианства.

Русская культура XIV – начала XVI в.
 Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.
 Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.

В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
 Центральной темой в литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
 В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е. описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
 В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
 В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских», в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.

Архитектура XIV–XV вв. В XIV в. одним из центров каменного строительства становится Новгород. Шедеврами архитектуры являются церковь Фёдора Стратилата (1360–1361 гг.) и церковь Спаса на Ильине (1374 г.).
 В Москве при Иване I Калите строятся четыре каменных храма – Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору. При Дмитрии Донском в 1367 г. возводится белокаменный Кремль.
 Облик Москвы меняется при Иване III: превращение Москвы в столицу единого русского государства требовал изменений и в подходах к строительству. Перестройка Кремля велась как отечественными мастерами, так и приглашёнными в Москву итальянскими архитекторами: Аристотелем Фиораванти, Алевизом Фрязиным, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и др.
 Первым начали строить новый Успенский собор. Строительство в 1471 г. сначала было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, однако доведённое до сводов здание рухнуло в 1471 г. Закончил строительство в 1479 г. Аристотель Фиораванти. В 1484–1486 гг. псковскими мастерами была возведена новая Ризоположенская церковь, в 1484– 1489 гг. – новый Благовещенский собор на подклете прежнего храма. В 1485 г. началось возведение нового Великокняжеского дворца, продолжавшееся с большими перерывами до 1514 г. В 1487–1491 гг. итальянскими зодчими Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была построена Грановитая палата. Строительством княжеских хором и внутренней стены занимался Алевиз Фрязин. Несмотря на то, что строительством дворца руководили итальянские зодчие, его архитектура полностью сохранила принципы сооружения древнерусских хором. Со строительством в 1505–1508 гг. Алевизом Новым Архангельского собора и Боном Фрязиным колокольни Ивана Великого завершилось формирование Соборной площади как главной площади московского Кремля.
 Одновременно с сооружением великокняжеского дворца и обновлением кремлёвских храмов шло строительство новых кремлёвских стен и башен. Новые крепостные стены строились из обожжённого кирпича. Кремль получил современные очертания неправильного треугольника.

Русская живопись XIV – начала XVI в. Большой вклад в развитие русской иконописи внёс Феофан Грек (около 1340 – после 1405), приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в. Феофан Грек расписал следующие храмы: церковь Спаса на Ильине в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Чёрным церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский собор (1399), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца Благовещенский собор (1405; все – в Московском Кремле). Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Феофан Грек создал в Москве иконописную мастерскую.
 Выдающимися русскими иконописцами того времени были также Андрей Рублёв (около 1370 – 1428). Прохор с Городца (кон. XIV – нач. XV в.), Даниил Чёрный (1350-е – 1428) и Дионисий (ок. 1440 – после 1503).

Комментариев нет:

Отправить комментарий