Российская Федерация

Экономическое развитие России в конце XX — начале XXI в.

 В начале 1990-х гг. российская экономика находилась в тяжёлом положении. Это связано с экономическим кризисом последних лет существования Советского Союза и разрывом экономических связей после распада СССР в условиях, когда советская экономика представляла собой единую взаимосвязанную экономическую систему. Руководство России принимает решение о переходе к рыночной экономике. Разработкой программы перехода к рынку и её реализацией занималась команда под руководством Е. Т. Гайдара («гайдаровские реформы», «шоковая терапия»). За основу была выбрана либеральная модель развития экономики, предполагающая минимизацию вмешательства государства в экономику.
Основные направления радикальной экономической реформы 1990-х гг.:
 — либерализация цен;
 — достижение финансовой стабилизации;
 — создание устойчивой национальной валюты;
 — превращение рубля в конвертируемую валюту;
 — либерализация внешнеэкономической деятельности;
 — приватизация государственной собственности;
 — создание класса собственников средств производства;
 — ликвидация колхозов, развитие фермерских хозяйств.
Итоги радикальной экономической реформы 1990-х гг.
Позитивные:
 — начался переход к рыночной экономике;
 — ликвидирован товарный дефицит;
 — возникли частные промышленные предприятия и банки;
 — сформировался класс собственников;
 — сформировался рынок рабочей силы;
 — проходит конверсия промышленности — переход оборонных предприятий на выпуск товаров народного потребления;
 — рубль становится конвертируемой валютой.
Негативные:
 — либерализация цен позволила насытить рынок товарами, но это достигнуто не за счёт увеличения их выпуска, а вследствие падения покупательной способности населения: за первые полтора года реформ цены выросли более чем в 150 раз, индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата в 616 раз;
 — снижение жизненного уровня населения;
 — появление безработицы;
 — возникновение олигархических групп;
 — низкий уровень развития малого и среднего бизнеса;
 — сокращение населения страны;
 — значительное имущественное расслоение общества;
 — криминализация экономики и общества;
 — массовое закрытие предприятий;
 — падение промышленного производства: объём выпускаемой продукции уменьшился с 1990 до 1998 г. на 63%;
 — падение сельхозпроизводства: производство зерна за 1990–1999 гг. сократилось с 113,5 до 47,8 млн тонн, молока с 41,4 до 15,8 млн тонн, площадь сельскохозяйственных угодий сократилась с 202,4 до 152,7 млн га, посевная площадь – с 112,1 до 73,0 млн га;
 — преобладание сырьевого сектора в экономике страны и в экспорте;
 — увеличение внешнего долга;
 — рост дефицита бюджета, который привёл в 1998 г. к дефолту;
 — низкие доходы бюджета от приватизации государственной собственности.

Доходы государственного бюджета от приватизации (1990–1998 гг.)

Причины негативных последствий радикальной экономической реформы 1990-х гг.:
 — такие кардинальные изменения, связанные со сменой форм собственности и политических институтов, не могут проходить безболезненно;
 — гайдаровские реформы не учитывали особенностей экономического развития в советские годы и состояния российской экономики в начале 1990-х гг.;
 — перед началом реформ не проведена стабилизация экономики;
 — реформы проводились поспешно, без тщательной методологической и организационной подготовки;
 — разрушение централизованной, планово-распределительной системы управления в короткие сроки не компенсировалось созданием рыночной инфраструктуры, для чего необходимо более длительное время;
 — отказ от государственной поддержки экономики не учитывал современных тенденций в мировой экономике и делал отечественные товары неконкурентноспособными как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
 С 1999 г. в стране начинается экономический рост. С 2000 г. впервые со времени перестройки страна имеет бездефицитный бюджет. Это позволяет выплачивать внешний долг, не прибегая к новым заимствованиям. В начале XXI в. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет.
 Осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введён единый 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения. Приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.
 Начата аграрная реформа. Появились законы о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.
 Приняты меры по ограничению власти естественных монополий, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта).
 Расширяются внешнеэкономические связи. В 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО).
 Негативно на развитии российской экономики сказываются мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. и введение летом 2014 г. Ев- ропейским союзом, США и рядом других стран секторальных санкций из-за политических разногласий по украинскому вопросу.

Политическая система России в конце XX — начале XXI в.

 В 1991–1993 гг. в России сохранялась система государственного управления, сложившаяся в последние годы перестройки. Противоречия по вопросам проведения радикальной экономической реформы между Президентом Б. Н. Ельциным и правительством, с од- ной стороны, и Съездом народных депутатов и Верховным Советом (Председатель Р. И. Хасбулатов), с другой, возникли с начала 1992 г. Осенью 1993 г. противостояние вылилось в острый политический кризис. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписывает указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым приостанавливалась деятельность Совета народных депутатов и Верховного Совета России. Конституционный суд признаёт указ президента неконституционным. Опираясь на решение Конституционного суда, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Б. Н. Ельцина с момента издания указа № 1400 и передаче полномочий президента вице-президенту А. В. Руцкому. 3–4 октября с применением войск, в том числе бронетехники, здание, в котором располагался Верховный Совет, было взято штурмом. Хасбулатов, Руцкой и ряд других лидеров сторонников Верховного Совета арестованы.
 12 декабря 1993 г. одновременно проведены референдум по конституции и выборы в Государственную думу.
 В соответствии с новой Конституцией России создано Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной думы и Совета Федерации.
 Первоначально в Совет Федерации входили главы субъектов и главы законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Кардинальная реформа была проведена Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г., который установил, что представителями субъектов в Совете Федерации выступают лица, назначенные главами исполнительной власти и избранные законодательными органами.
 Указом Президента РФ В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. вместо представительств президента в каждом субъекте Российской Федерации в России были созданы федеральные округа. Первоначально их было 7: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В 2010 г. из состава Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ. 21 марта 2014 г. после вхождения Крыма в состав России создан Крымский федеральный округ, состоящий из Республики Крым и города федерального значения – Севастополя.

Основные направления внешней политики России в конце XX — начале XXI в.:

 — расширение политического, экономического и культурного взаимодействия с ведущими странами Запада;
 — расширение сотрудничества России и НАТО, создание в 2002 г. для продвижения вперёд взаимоотношений Совета Россия — НАТО;
 — подписание соглашения «О партнёрстве и сотрудничестве» РФ и ЕС в июне 1994 г. с целью содействия политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС;
 — подписание соглашений с ведущими международными организациями по вопросам борьбы с терроризмом;
 — развитие экономического сотрудничества в рамках СНГ;
 — подписание государствами СНГ договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 15 мая 1992 г., в состав ОДКБ в настоящее время входят 6 государств;
 — расширение связей со странами восточноазиатского региона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий